Тренды SEO: итоги 2023 года и что нас ждет в 2024

Подведем итоги - какие ключевые изменения произошли в продвижении сайтов в поиске в 2023 году и каких новаций нам ждать в наступающем 2024-ом. Заменят ли роботы SEO-специалистов и поисковые системы? Или всё таки нет?
Одним из главных трендов 2024 года станет активное внедрение искусственного интеллекта (AI) в работу поисковых систем. Яндекс и Google уже тестируют алгоритмы выдачи на основе AI, и результаты поисковой выдачи в 2024 году существенно изменятся: мы увидим ответы, построенные на основе нейросетей.
YandexGPT 2: новая языковая модель
В рамках развития языковых моделей на базе нейросетей, Яндекс недавно представил новую, более умную модель - YandexGPT 2. Эта модель способна отвечать на вопросы и учитывать комментарии почти так же, как человек, разбирающийся в теме.
Ответы Yandex GPT уже внедряются в сервисы Яндекса
Основные принципы SEO останутся прежними

Главное преимущество ИИ-инструментов перед обычным поиском в анализе информации и предоставлении готовых ответов на сложные вопросы, что делает их следующим уровнем развития поискового процесса.


Необходимость SEO сохранится, так как его цель - предоставить информацию таким образом, чтобы пользователям было легче ее находить.

Факторы продвижения, на которые нужно будет обращать внимание могут измениться. Ожидается, что с развитием ИИ, сайты начнут получать меньше информационного и больше коммерческого трафика.
Повсеместное использование нейросетей для контента

Использование ИИ для создания контента открывает новые возможности для автоматизации процессов: от идеи до создания текстов, изображений и видеороликов. Однако только качественный контент сможет привлечь трафик.

Копирайтинг в сложных технических, медицинских и финансовых темах вряд ли будет заменен ИИ в ближайшее время.

Поисковые системы будут бороться с генерированным контентом

Продолжая мысль из предыдущего пункта, поисковые системы начинают бороться с сгенерированным контентом, применяя различные фильтры для удаления и пессимизации в поиске малополезного контента.


В 2023 году Яндекс обновил алгоритмы и под ограничения (так называемого МПК фильтра или фильтра за малополезный контент) попали сайты с неуникальными и сгенерированными текстами.


Это подчеркивает важность высококачественного контента и ставит его в приоритет в следующем году.
Раскрытые факторы ранжирования в Яндекс

Ссылки важны не только для Google

В конце января 2023 года произошла утечка части исходного кода различных сервисов Яндекса, включая алгоритмы ранжирования, которые стали доступны широкой публике. Эта информация позволяет предположить, что помимо обычных действий вебмастеров, предпринимаемых для продвижения в Яндексе, также необходимо работать над ссылочным профилем сайта.

Ранее было распространено мнение, что ссылки с других сайтов не оказывают значительного влияния на позиции сайта в рейтинге Яндекса. Однако, согласно утекшему коду, на самом деле существует множество факторов, связанных со ссылками, которые учитываются при ранжировании в Яндексе.

В том числе учитываются:

–Чем больше обратных ссылок указывает на ваш сайт, тем выше будет его рейтинг в поисковой выдаче Яндекса;
– Ссылки с главных страниц более ценны, чем ссылки со внутренних страниц;
– Динамика новых ссылок: Для успешного продвижения сайта в результатах поиска Яндекса необходимо регулярно получать новые обратные ссылки;
– Возраст ссылок (чем раньше были размещены ссылки на ваш сайт и чем дольше они существуют, тем больше они ценятся);
– Качество ссылок.
Нужно обновлять старые страницы, а не создавать новые

Возраст сайта считался важным фактором для Google. Оказалось, что «Яндекс» тоже обращает внимание на возраст, только страниц. Таким образом полезно регулярно обновлять и актуализировать старые статьи и страницы.

Размещать ключевые страницы недалеко от главной

Ключевые страницы сайта рекомендуется размещать недалеко от главной. Относительно важный контент можно расположить в паре кликов от нее.
Какие изменения у Google

Отключение рекламы в Google не повлияли на его популярность среди пользователей. Согласно данным аффилированного с Яндексом сервиса “Радар”, доля Google на рынке за год незначительно снизилась с 39% до 36%, в то время как доля Яндекса выросла с 60% до 63%.

Однако, по данным независимого сервиса Similarweb, доля Google осталась на уровне начала 2022 года (около 74%), в то время как доля Яндекса уменьшилась (с примерно 15% до 11%). Несмотря на различия в методах подсчета, оба источника указывают на то, что отключение Google Ads не уменьшило аудиторию.


Для SEO-продвижения Google стал еще привлекательнее, так как платные объявления больше не занимают место в верхней части выдачи, и все сайты поднимаются выше и получают больше трафика.

Основные отличия Google связаны с более строгими требованиями к мобильным версиям сайтов и скорости их работы.

Качество контента и его достоверность стали еще важнее

В августе 2022 года Google обновил свой алгоритм для определения полезного контента. В октябре и декабре он изменил правила обнаружения спама и модернизировал систему оценки качества веб-страниц своими асессорами.

E-A-T (Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness — экспертиза, авторитетность, надежность) превратилась в E-E-A-T: добавился параметр опыта (Experience).

Теперь качество контента и его достоверность стали еще более важными. Google также добавил новый параметр - “опыт”, который обозначает личный опыт автора. Все эти изменения направлены на то, чтобы SEO было ориентировано на людей, а не только на поисковых роботов.

Google предпочитает качественный контент, который представлен авторитетными изданиями с достоверной информацией и подкреплен опытом автора.

Для текстов это значит то, что выше оцениваться будет контент в котором приведены цитаты известных специалистов, есть авторские фотографии, выводы, ссылки на источники, отзывы и т. д.

Чтобы сайт соответствовал стандартам качества Google, он должен содержать следующую информацию:

– Юридическую и коммерческую информацию об организации, включая фотографии, видео, цены, реквизиты, сертификаты и лицензии.
– Отзывы клиентов, рейтинги, регалии и другие документы о компании и сотрудниках
– Сайт должен иметь ссылки на сайт от авторитетных источников, которые подтверждают развитость бренда и хорошую репутацию компании в Интернете.
– Материалы, подписанные экспертами, имеющими опыт и образование в соответствующей теме, подтвержденные информацией на сайте и в интернете.
– Статьи, интересные для целевой аудитории и содержащие полную информацию по заданной теме.
– Уникальные и хорошо структурированные тексты.
Локальное SEO и новый фактор ранжирования по часам работы

Google добавил новый фактор ранжирования для локального поиска, который учитывает часы работы компаний. Этот фактор особенно важен для категорийных запросов.

SEO-специалисты заметили это изменение после ноябрьского обновления Core Update. В Google подтвердили нововведение и сказали, что поисковая система теперь чаще показывает компании, которые работают в текущее время, когда пользователь ищет информацию.

Сейчас Google тестируют эффективность этого фактора ранжирования, поэтому ситуация может измениться в будущем. Пока что нововведение касается режима работы организаций и не брендовых запросов, связанных с категориями бизнеса или услуг.

Компаниям рекомендуют проверить часы работы в своих профилях и убедиться, что информация актуальна.
Общие тренды в поиске

Крупные сайты продолжают получать большую часть трафика из поисковых систем. Как следствие, они получают больше ресурсов и растут быстрее. Усиливается значение таких параметров как размер ассортимента как в поисковой системе Яндекс, так и в Google.
Средний возраст сайтов в поисковой выдаче продолжает увеличиваться, что говорит о том, что поисковые системы отдают предпочтение более старым и крупным сайтам. В этом году средний возраст сайтов в топ-3 результатов поиска Яндекса вырос с 12,5 до 14,4 лет, а в топ-3 результатах поиска Google - с 14,8 до 16,2 лет.
Что будет работать в SEO в 2024 году

Пользовательский опыт

Важное значение будет иметь пользовательский опыт. Поисковые системы уделяют больше внимания удовлетворенности посетителей сайтов.


Учитываются:
• количество прямых и повторных посещений сайта;
• процент отказов (коротких визитов) и процент возвратов в поиск;
• глубина просмотра и среднее время на сайте.

Удобство, скорость загрузки и адаптивность сайта

Core Web Vitals от Google - набор метрик, которые оценивают удобство и адаптивность сайта.



LCP. Время загрузки самого “тяжелого” элемента не должно превышать 2,5 секунды.

FID. Или задержка после первого ввода. Метрика заработает в марте 2024 года и придет на смену Interaction to Next Paint (INP). FID описывает время задержки между первым взаимодействием пользователя с интерактивным объектом и ответом браузера. Рекомендуемое значение FID - менее 100 миллисекунд.

Показатель CLS (Cumulative Layout Shift). Он измеряет степень визуального смещения элементов на странице после ее загрузки. Рекомендуемое значение CLS - менее 0,1.

Адаптация сайта под мобильные устройства очень важна, так как согласно статистике, около 67% российских интернет-пользователей используют смартфоны для оформления и оплаты заказов. Этот показатель будет продолжать расти.

Качественный и уникальный контент

В 2024 году качественный контент будет играть ключевую роль в успешности бизнеса. Под качеством понимается информативность, полезность, уникальность и достоверность информации.
Основные принципы создания контента будут включать публикацию уникального и экспертного контента с пониманием целевой аудитории, использование ключевых слов без избыточного количества.

Бэклинки

Снова вспоминаем утечку факторов ранжирования Яндекса. Ссылки по-прежнему важны для формирования результатов выдачи. Однако следует избегать массовой закупки ссылок, так как поисковые системы могут легко определить такие действия.
Что больше не работает?

В сфере SEO постоянно происходят изменения и обновления, поэтому некоторые методы, которые были популярны ранее, теряют свою эффективность или становятся совершенно бесполезными.


Ключевые слова в доменных именах: раньше считалось, что включение ключевого слова в доменное имя влияет на ранжирование, однако в этом году было подтверждено обратное. Представители Google заявили, что ключевое слово в URL-адресе может повлиять на клики в результатах поиска, но не на ранжирование.

Заполнение тега Meta Keywords: все основные поисковые системы, включая Google, уже давно перестали учитывать этот тег как фактор ранжирования.

Точное вхождение ключевых слов в ссылки: это уже не так важно, поскольку Google и Яндекс больше ценят естественность и контекст.

Автоматическое создание SEO-контента с использованием ИИ. Алгоритмы наподобие Google Bert становятся умнее и могут легко идентифицировать некачественный, сгенерированный языковыми gpt-платформами контент.
Конечно же, это только часть новаций и мы с нетерпением будем ждать чем еще нас с вами удивит наступающий 2024 год.
А если у вас есть вопросы по вашему проекту - то мы с удовольствием на них ответим. Просто напишите нам или позвоните.